<< к оглавлению...

Ptex формат

Ptex-файл это формат изображения, отличающийся от, скажем, TIF, JPG или EXR, тем, что это не "чистый" вид файла для (2d-)изображений, а формат, который содержит (2d-) информацию о пикселях каждой грани 3d модели. Формат был разработан студией "Disney" для использования в своих (внутри-студийных) программах 3d-рисования, и поскольку, формат был с открытым исходным кодом, у сторонних 3d-приложений также появилась возможность использовать преимущества данного формата. Более подробное техническое описание Ptex, включая исходные описания и видео-демонстрации его использования можно найти на сайте создателей: Disney's Ptex Site.


2D-текстурирование и Ptex: Различия в рабочем процессе

При работе с обычными форматами (2d-)изображений, ваш процесс работы с 3d может быть таким:

Одна из главных проблем такого подхода в том, что он может занимать достаточно много времени для настройки хороших UV-раскладок для модели, особенно если модель состоит из множества отдельных (геометрических) частей. И иногда это может быть настолько сложно, что кажется, определённо должен быть способ рисования по модели без использования каких-либо "промежуточных" 2d-программ. Вот здесь в игру вступает формат Ptex.
Вот общий процесс с использованием Ptex:

Преимущества и недостатки

Можно отметить следующие основные преимущества Ptex по сравнению с обычным способом наложения 2d-карт:

В то же время, нужно признать, что у Ptex-подхода существуют и свои недостатки:

Формат Ptex

Ptex-файл это, по существу, список граней и всех пикселей (называемых также текселями, т.е. текстурные пиксели) на этих гранях. Например, вот текстура камня (скальной породы) на 3d-модели лица:

3d-ptex-face

Вот так эта текстурная карта может выглядеть в (2d) UV-пространстве:

ptex-unwrap

А вот это, собственно, и есть содержимое Ptex-файла:

ptex-uv

Как 2d-карта, это не читаемо. Но 3d-приложение читает Ptex-файл, и "знает" каким граням соответствует тот или иной участок текселей (и в результате, в 3d “правильный рисунок” накладывается на соответствующие грани).

Рисование и Запекание (baking)

В практическом применении существует два основных способа использования Ptex-файлов: хранение 3d рисунка/текстуры и как способ "запечь" различные свойства (mesh-)объекта.

Заключение

Хотя это всё может показаться немного сложным, попробуйте вспомнить, когда вы впервые начали изучать UV. Могу поспорить, что поначалу тоже было трудновато детально освоить общую концепцию. То же самое и с Ptex-файлами, просто это другой способ делать те же вещи. И как только вы поймёте как это всё работает, может согласитесь, что на самом деле, во многом это более простой процесс. UV никуда не уйдёт насовсем, но, надеюсь с Ptex-технологией, мы отделаемся от ненужных UV-наборов или будем пользоваться ими только тогда, когда это неизбежно необходимо.

Примеры

Лучший способ более полно понять Ptex – это просто начать использовать эту технологию,
для тех у кого есть mudbox 2012-2013, вот урок для Mudbox 2013: Ptex Use In Mudbox 2013.

Здесь немного информации для тех, кто желает использовать Ptex в mentalray в Maya.

А здесь для интересующихся Ptex-файлами в VRray для 3dsmax.


оригинал статьи : http://www.neilblevins.com/cg_education/ptex/ptex.htm
перевод и адаптация: Александр Ергашов /© 2009-2012/
<< к оглавлению...